Ну и последняя часть моих изливаний, надеюсь, приятная из всех частей. Предыдущие были изрыгания))))
Несколько часов выходного дня, а столько много есть чего сказать. В предыдущих частях я пыталась донести первые ощущения от того места, немного истории и старых фото, увы, отзыв об организаторстве поездки - самое мерзкое что было - это было именно это.
Итак, направляемся в осеннюю сказку и погружаемся в таинство чарующего собой места, старинная усадьба Харьковщины - Шаровка.
Подобные ей места всегда чаруют, всегда полны тайн и чего-то невысказанного или недосказанного, всегда можно почувствовать ответы в молчаливом величии камня и окружающей природы. Поездка в Шаровку давно меня манила и притягивала мои желания оказаться там. Очень хотелось туда поехать в безнапряжном спокойном режиме, а для этого нужна только частная поездка, что и было выбрано)))) в чем и заключалась ошибка, касаемо самих организаторов - они преследуют свои выгоды им не до людей и их нужд))). Но это уже было. А сей пост посвящается исключительно самому месту....оно нас перенесет на полтора века вспять и раскроет свои секреты, если умеешь слушать тишину......
Итак, наконец-то все собрались и мы отправились в путь. Группа собралась какая-то правильная, в чем-то все оказались похожи друг на друга и дополняли друг друга. Как ? - не спрашивайте. Просто так вышло в этой точке пространства.
Наша маршрутка неслась на встречу манящей сказке в камне по дорогам Харьковщины морозным осенним утром. Обшутили в машине что запотела только правая сторона окон, народ признался что вроде не бухал, так почему.... Потом дошло)))) физика. На улице мороз. В одну сторону светит солнце, а с другой стороны тень+ тепло из самого салона - вот и запотели окна.
Даже по пути, казалась бы просто трасса, можно увидеть много интересного. Смог над городом - не было понятно то ли что-то горит, то ли утренний плотный серо-сиреневый туман осени. А вот не докошенное поле - осталось просо неубранным, почернело, и колосья очень грустно и уныло смотрят вниз, печалясь о своей брошенности и ненужности. Они ведь так старались для людей, чтобы было что кушать в зиму, зрели на солнышке, наполняясь его энергией, купались под дождем, потратили столько сил, чтобы вызреть, а оказались не нужны никому. Стоят понуро опустив свои спелые и уже почерневшие головы, в надежде, что хотя бы птицы будут зимой сыты и более благодарны за этот дар и их труд.
Вот широта полей,.Вспаханная земля приготовилась к зимовью. А вот картина "один в поле". Читать буквально. Идет человек. Один. Среди убранного перепаханного поля. Просто идет, шагает, как будто отмеряет шагами десятину или какие-то вехи своей жизни, делает вывод или принимает тяжкое решение. Сам, просто переходит поле... поле жизни...
Очень много голосующих людей на обочинах, не приметились остановки. Видать с транспортом не особо в тех краях.
Доехав до поворота на Шаровку, можно легко промазать мимо оного, т.к. дорожка узкая, по обе стороны скрыта кронами деревьев и вас встретит всего лишь небольшая голубая табличка на палке с надписью "Шаровка" и собстно стрелка куда повернуть. Дальше стоит щиток и говорит, что вам 2 км пути.
И вот прямо от сюда начинается волшебство осеннего леса и предвкушение чего-то очень волшебного)))) Низко и плотно сходящиеся кроны деревьев над дорогой, как бы закрывают от вашего взора впереди лежащий путь и вы видите в окно авто лишь поддернутую желтизной листву, сквозь которую пробиваются лучи солнца и рассекают морозный воздух утра косыми лучами. Авто вас мчит как бы сквозь желто-солнечно-зеленный туннель-портал. Вот поворот дороги и просвет без деревьев, и воздух застлан сизым солнечным туманном-дымкой осеннего утра. Знаете, такое бывает только осенью, когда воздух можно увидеть и потрогать или даже лизнуть. Когда лучи солнца пробивают воздух косыми струнами сквозь сизость дымки и солнечными зайчиками освещают путь, как будто как прочесывают собой воздух. И вы несетесь сквозь всю эту чарующую красоту, каждым метром раскрывающую себя в другом облике.
Ну вот и приехали. Уже у подножия читаема запущенность и забытость этого места.
У входа женщина торгует пирожками и калиной, другая продает что-то типа магнитиков - бизнес туризма пока не организован, как ни странно. За ними куда-то зовуще направляется вниз тропка. Ах разведать бы! Да понимаешь, что времени категорически нет. Тут же, по другую сторону дороги, стоит небольшой продуктовый магазин, так что с голодухи вы точно не умрете))))
Встречают нас ворота-стражи, суровые такие и какие-то очень уставшие, грустные на самом деле. Входишь в калитку)))) И перед носом висит пустая банка с надписью "выход платный"... Видимо на юмор никто не ведется, так что банка пуста.
Проходим дальше. Сразу утыкаемся в пристройку-аквариум, правое крыло дворца - творение рук совдеповских мастеров. Руины. Реальные руины и полный упадок. Место само чувствует, что умирает и как бы улыбается вам в последней попытке привлечь к себе внимание, в попытке выжить и сохранить себя "ну увидь меня, пришлый гость, я рад тебе и прости что так принимаю". Оно не хочет умирать и не хочет стать просто горами камней. Это чувствуется. Ему как-то тоскливо и даже больно, но оно широким добрым сердцем продолжает улыбаться вам, радушно приветствуя каждого нового гостя.
Кстати, поездка состоялась 17 октября - день краснооктябрьской революции в совдепии. Из 17 октября 2015 года в 17 октября 1917 года. Ровно 98 лет руин и разрухи от одного, якобы холостого, выстрела. Целый век посратой жизни-истории, оставленной потомкам гавна. По факту ровно век, 100 лет гавна. Потому как начало разрухи было заложено уже в 1913, ощутимым стало в 1915, а 17-й лишь жирная точка, и не более, говорящая о полном развале и уничтожении прошлой жизни, эпохи, чести, культуры и образованности. Настал век вывернутости всего наизнанку, перенаправления фактов, лжи, подмены понятий и пониманий всего (и всего сущего в том числе). Начало нового века-перевертыша, века безграмотности, безобразованности, уравниловки и жизни общественной выше, чем жизни своей, уничтожение понимания сути самоя, понимания личности и идентификации себя, понимания места в этом мире и обществе - век убийца и убийства духа. Сколько родилось поколений за этот век и какое наследие эти поколения передавали дальше.... рождались калеки духа и передавали это наследие дальше. Сколько же понадобится еще веков, чтобы поднять дух, высвободить его из оков и возродить эти земли............ сууууууки! Народ непомнящий своего прошлого - не достоин и будущего, у него его попросту нет. История из школьных учебников - перевертыш уродства нравов и распутства совьетцкой интилихенсии....
Не этому ли так тоскливо-горько улыбается усадьба, понимающая суть грусть. Сколько видела эта земля - век только совьетской власти. Сколько она видела хозяев, она свидетель многих перемен, взлетов и падений, роскоши, процветания и полного упадка и нищеты. Сколько она может нам поведать. Как много историй и рассказов в ее памяти, как много судеб прошло сквозь нее.....Иногда.... в уродстве скрывается красота...
Хорошая история всегда трогает сердца людей, они начинают задумываться о лучшей жизни. А там глядишь и мир станет лучше, истории меняют реальность. Бог прячет свои дары в самых неожиданных местах..... нет, не прячет, просто люди слепы. Для кого-то хлеб, а для кого-то дар божий......не благодари... просто бери то, что дает бог.
Ну а мы возвращаемся к нашему путешествию....
Сразу по входу вы тут же ощущаете дух, нет, не старины, а дух совдепии, невероятная вонь разлагающихся помещений. Честно говоря, ощущение, что тут был не тубик, а психушка для высшего эшелона, а пройдя по палатам, т.е. простите по первому этажу, где были комнаты горничных - возникает стойкое ощущение карцера или сметрников гниющих на кости живьем. Запах внутри здание соотвествующий. Если вы пройдете вдоль заднего фасада - вонь таже.
Тут же у входа на газончике увидете табличку со стрелочкой "туалет". Идите по стрелке, а не по асфальтированной дорожке)). Углубившись в лесок, пройдя через шаткий мосток из доски, вы найдете кирпичную постройку. Будьте блительны - она в аварийном положении - посещение под вашу личную ответственность)))). Приехав рано утром, еще до толп народа, вы найдете вполне читое заведение (делаем поправку на ветер, где находимся и какие там вообще могут быть условия, не ожидаем обслуги в пять звезд), и, с удивлением для себя, обнаруживаем, что там даже висит на гвозде рулон туалетной бумаги.
Само по себе место уже не дышит жизнью, как ни странно. Но роскошь былого при всём этом очень читаема, не смотря на практически век разрухи. Нет там ощущения будущего, а лишь угасание и умирание. Дворец очень запущен внешне. Разбитые стекла или вовсе их отсуствие. Подвал завален досками, но судя по их виду им уже мноооого лет и вряд ли они еще пригодны в употребление при таком хранении.
Вас заведут во дворец с центрального входа.Сразу бросается в глаза роспись стен, зеленная плитка каминов. Кстати, которая сохранилась еще с тех времен. По обе стороны от входа в залу стоят шкафы
из темного дерева
для верхней одежды гостей . Кстати, тоже еще с тех времен, не перестаю удивляться КАК они сохранились!!! Естетсвенно кто-то из группы, во время акцента
в рассказе на шкафах, обязательно заглянет в шкаф, что приводит просто в ужас экскурсовода. Она широко распахивает глаза и восклицает "нет, ну таки нам действительно придётся посажать туда привидения! Абсолютно все это делают!"
Причем, замечу, что совершенно искрене возникает желание заглянуть в шкаф и реально прям вот ожидаешь, что оттуда или сам Кёнинг вывалится или приведение или чей-то труп. Лично мне было интересно как отделан шкаф изнутри. Никакого лоска нет, просто зашкуринное дерево, даже лаком не вскрыто и прям вот чувствуешь, как на оставленных там вещах насыпется труха и натыкиваются занозы из древесины. Это тоже удивило. Не похоже на работы тех времен, изнанку отделывали так же хорошо, как лицевую часть.
А после заявки мамашки с ребенком из группы, запихать/спрятать в шкафу детский велосипед, чтобы не таскать его по дворцу, у тётеньки экскурсовода вообще пропадает дар говорения, она начинает путать слова, сбивается с украинского, не может перейти на русский, получается полный затык на ровном месте. После паузы приходит в себя, выдыхает, хотя глаза все еще также находятся на лбу: "ну зачем же в шкаф запихивать, можно оставить около охранника, никто не возьмет ваш велосипед....вы его хоть потом забрать не забудьте". И тут же вел был запихан в шкаф, которому больше века, который видел виды за свою жизнь. Думаю, что и сам шкаф окуел от такого беспардонства и не благородного обращения с собой. Но он ведь благородных кровей и хорошего воспитания, он не мог возразить неотесанности и с понимаем отнесся к недостатку воспитания и отсутствию манер, хоть и изменился в лице.
Напомню, что мы находимся во дворце, который по факту является архитектурной и исторической ценностью, тем же являются и все вещи и предметы в нем. Эммм, ну ващет это типа как музей таки да...о чем я??? 17-й год все изменил.....
Не спрашивайте на куа брать с собой в дорогу ребенка 5-ти лет да еще и с гаражом в придачу, таскать его по гнилому помещению с черной плесенью по потолкам, где еще 7 лет назад на протяжении 83 лет (!) был тубдиспансер???? Я не нашлась что ответить.....
Нас провели по второму этажу, показав голубую комнату, спальню, детскую, купальню, бальную залу, будуар, большую столовую и столовую для 10 персон. Как вы понимаете, это просто пустые, крайне обшарпанные комнаты, с обваливающимися потолками, где-то просто чуть ли не небо видно. Роспись потолков сохранена лишь кусками, где-то только догадываешься что там могло быть.
К примеру, в детской была роспись виноградной лозы - сейчас нет куска потолка, лоскуты краски и обоев, разобранный камин и черная плесень на потолке.
В спальне по потолку очень интересная роспись. по центру в вензелях портрет жены (увы, не запомнила какой по счету), но (!) на каждой из сторон портрет все старше и старше, на 4-ой стороне - бабця. Как пояснила экскурсовод - это потому что жена была вредная, и чтобы было ей напоминание что ничего не бывает вечно, что все проходит, и молодость с красотой тоже, вот поэтому и была заказана именна такая тематическая роспись))).
В голубой зале, я ее упорно называю бальной почему-то, на потолке хорошо сохранена роспись, как нам пояснили - нет ни одной росписи просто так, каждая с каким-то смыслом, о чем-то говорит и что-то значит. Что всё в этом дворце знаковое и смысловое. Так вот на этой росписи херувимчики и райское действо - лица - это портреты детей и кажется и жёны тоже там присутствуют.
В библиотеке (на старых фото там билиардне столы) стоит ОГРОМНЫЙ столище! ПОдозреваю, что банкетный в прошлом. На нем наклеена одна бумажка из чего и когда сделан. Вторая "ПО СТОЛУ НОГАМИ НЕЕЕ ХОДИТЬ! штраф 100 грн.!"
Вааапросы есть? Вааапросов НЕТ!
Камины отдельная тема. До сейчас сохранен действующий камин - держит тепло до нескольких дней. Большие камины в залах были собраны таким образом, что их протапливали РАЗ в сезон в начале холодов и они оставались горячими до весны!!!! Во многих комнатах камины совьецкая власть разобрала - а на куа попу гармонь, вот еще мещанство, буржуи триклятые! ))))) На месте некоторых разобранных каминов, видимо образовались ниши и там сделали внутристенные шкафы. Совьеты конечно, камины - на фик! Причем шкафы такие знаете грубо, кое как сделаны и шпонки или тонкой фанеры и порашены кой как чем-то типа морилки, что придает им красно-коричнево-грязный цвет. Кто видел у бабушек-дедушек шкафы из фанеры или старую мебель тех лет - поймет. Жуть. Штыри на что вешать шмотье - грубо тесаны аля вырезаны ножом из сучка какого-то. В форме гриба со шляпкой, только ножка крепится к стене, а шляпка смотрит на вас. Жуууууууть.!!!!!!
Ну а так как нарушена изначальная система сообщения каминов - сами понимаете - хрен кто восстановит и хрена лысого можно теперь затопить хоть какой-то! Потому как не понятно где и как проходят тяги. Скоты безрогие и безмозглые тупые овцы!
В библиотеке (на старых фото там билиардне столы) стоит ОГРОМНЫЙ столище! ПОдозреваю, что банкетный в прошлом. На нем наклеена одна бумажка из чего и когда сделан. Вторая "ПО СТОЛУ НОГАМИ НЕЕЕ ХОДИТЬ! штраф 100 грн.!"
Вааапросы есть? Вааапросов НЕТ!
Камины отдельная тема. До сейчас сохранен действующий камин - держит тепло до нескольких дней. Большие камины в залах были собраны таким образом, что их протапливали РАЗ в сезон в начале холодов и они оставались горячими до весны!!!! Во многих комнатах камины совьецкая власть разобрала - а на куа попу гармонь, вот еще мещанство, буржуи триклятые! ))))) На месте некоторых разобранных каминов, видимо образовались ниши и там сделали внутристенные шкафы. Совьеты конечно, камины - на фик! Причем шкафы такие знаете грубо, кое как сделаны и шпонки или тонкой фанеры и порашены кой как чем-то типа морилки, что придает им красно-коричнево-грязный цвет. Кто видел у бабушек-дедушек шкафы из фанеры или старую мебель тех лет - поймет. Жуть. Штыри на что вешать шмотье - грубо тесаны аля вырезаны ножом из сучка какого-то. В форме гриба со шляпкой, только ножка крепится к стене, а шляпка смотрит на вас. Жуууууууть.!!!!!!
Ну а так как нарушена изначальная система сообщения каминов - сами понимаете - хрен кто восстановит и хрена лысого можно теперь затопить хоть какой-то! Потому как не понятно где и как проходят тяги. Скоты безрогие и безмозглые тупые овцы!
Невозможно понять как все же сохранилась таже библиотека (там где на старых фотках стоят бильярдные столы), голубой зал, внизу большой зал с деревянными каминами??? Дерево в отличном состоянии. Ответ один - они просто были закрыты от голоты и ими наверняка пользовались только верхушки власти.
Во дворце порядка 26-ти комнат и три большие залы.
По помещеням нас водили через малые двери. Через них ходила в те времена только прислуга. Для господ и гостей господ предназначались большие двери. Экскурсовод сама искренне удивлялась и не смогла объяснить почему так сделано. Хотя зная устои власти 17-го (а ничего не изменилось и по сей день) широкие двери не для голоты (нас с вами), тем самым подчеркивая ничтожество и прогнутую низменность нашего положения.....
Отмечу, что с широкими центральными дверьми все в порядке, даже в бОльшем порядке, чем с дверьми для прислуги. Они скорей всего уже совьетского образца, куски выломаны, дыры на местах замков, обшарпаны и перекошены.
Стены и камины закрашены поверх росписи жуткой совьетской жирной масляной краской и не в один слой. Цвета приятно радуют глаз, только если вы реально псих с лобэктомией - грязно-морской, грязно-темно-зеленый, грязно-горчичный (закрашен камин из редкого розового мрамора), грязно-голубой. Вся эта роскошь совдеповского ренесанса и изысканности вкуса лоскутами слущивается и свисает, в помещениях, где поклеены типа обои (опять же поверх росписи, что удивительно, видимо просто лень спасла вековую роспись стен) - лоскуты обоев. На потолках кусками свисает отлупившееся нечто.
Но даже сквозь этот срачь и вонь можно прочесть былую роскошь, увидеть роспись стен и потолков, дорисовать своей фантазией убранство.
Очень понравились перила лестниц. Такие добротные, широкие. Лестницы сохранены с тех еще пор. Деревянные и скрипучие, сильно вытертые, но все еще живые. Под каждой ступенькой остались еще в живых петли для крепежа ковров.
Все в доме со значением. Везде в отделке есть символы власти и высокого положения. В перилах вырезыны королевские лилии. В жерлах каминов так же, и в общем куда не глянь - везде лилии. А на черной лестнице ветровое окошко - символ триединства. Я более чем убеждена, что тоже не просто так. Кто-то считает сие знаком массонов, кто-то эзотерики.... как знать - как знать....
Еще нас не завели в буфетную, сказали, что когда много людей ее не показывают, т.к. извините ПИЗДЯТ. Видать там еще что-то осталось из посуды.
Прошлись по первому этажу - вот уж настоятельно не рекомендую туда чухать. Грязь, вонь, отрепье. Кунс камера какая-то. Открыта была дверь в кухню - ёёёёёёёёёёёпти. Описать и передать балговоние первого этажа еще сложней, чем вонь всего замка. Сложно-сочетаемый запах старых немытых суден, рыгачки, просалено-прогорклых кухонных тряпок, полузгнившего нечто и реально трупа с синегнойным гниением. Застарелый запах медицины никогда не мытого всего + старое гнилое здание. Подышав всем этим час экскурсии идеально удалиться от замка и прокашлять это все в лесу, прошатавшись на природе не менее 2-3 часов.
Лично мне было мало предоставленного часа свободного времени после замка. Легкие были буквально забиты вонью. Вздохнуть так, чтобы продыхнуть и выплюнуть все сие не получалось. Только поверхностное собачье дыхание. Короче жуть жуткая. Эта впитавшаяся в легкие вонь ощущалась ровно сутки в легких. По причине говно-организации не было возможности прочититься на природе.
До отбытия оставался час. Времени хватило лишь на то, чтобы галопом промчаться по террасам и фотать буквально все на ходу, т.е. понимать буквально - держишь фот в вытянутой руке, краем глаза смотришь куда ступать, потому что все буквально разъезжается под ногами и просто тыкаешь на кнопку, что попало в кадр ото и твоего.
В тот день было много свадеб, а значит и пришлых с ними гостей. Наблюдала за работой фотографов - деланно-подчеркнутая значимость того, как каждый крут, прям вот аж понт. Гости отдельная тема. Везде на перилай парка таблички "аварийное состояние, не облокачиваться, к краю не подходить" и пр.
В тот день был мороз и на прудах стал первый ледок, не гладкой пленкой, а как если бы развернули скомканный лист бумаги, рельефный такой))) . Дети, видимо от скуки и полученного хорошего воспитания, лет от 11-12 и до, отламывают от этих многострадальных перил и парапетов куски кирпича (на секунду сколько ЛЕТ этому кирпичу и что он помнит, что видел!!!) и бросают на лёд, проверяя его прочность. Кусок не проламывает лед - результат не достигнут. Отламывается следующий кусок, пожирней, и кидается в пруд. Родители все это видят - замечаний ноль, хотя ребенок реально кинул и смотрит на реакцию взрослых. Тут кто-то из долбодятлов лет так под тридцон замечает, что у дитятка ничего не получается. Подходит, отламывает кусок барьера и хуууууяк на лед "во! как нада, учись, видел как я его!".........без коментарив......усадьбе 179 лет, 81 год простояла ДО красных колпаков, 57 лет ею владел Кёнинг, 98 лет совьетской власти (с 17-го года, наши дни я тоже считаю, потому как ничего НЕ изменилось - исчезла форма, но остался принцип)....чьи потомки догромят усадьбу? - уже понятно. Сама ли усадьба разваливается? - тоже предельно ясно!
Что можно отметить о самом парке? Парковое пространство организовано предельно органично! Ощущение что это создала сама природа, так все идеально вписано в местность. Сейчас это лишь обглоданные скелеты фонтана, балюстрад, башенок, лестниц, часть которых уже просто развалилась и заросла побегами растений. С боковых дальних лесенок уже не спуститься да и нЕ к чему, придворцовые пруды замулились и уменьшились в размерах, вся низина заросла кустами и молодой порослью. Теплицы и прочие постройки у прудов - это просто жалкое и плачевное зрелище до чего довела совьетцкая власть (догоним и перегоним) роскошь и красоту. Да и то так! Ич буржуи понастроили!!!! Мещанству бой!
Что удивило своим наличием, а уж потом и сохранностью - линевки!
Что не увиделось по причине говно-организации, а за сим отсуствие времени?
Липовая аллея, домик егеря и фазанник, водонапорная башня, здание электростанции, строения хоздвора, дом управляющего, большой пруд, говорят он там где-то таки есть и на нем живут черные лебеди. НЕ нашлось хотя бы место где была церковь - времени не было. Не обследованым осталось куда ведут дорожки вверх на гору от придворцовых прудов и куда ведут аллеи от самого замка. от левой его стороны. В общем много чего не увиденным осталось.
Общее ощущение от дома - в нем не почувствовалось счастья и любви обитателей. Ощущение от парка - сама любовь, гармония, изящество, поэзия и музыка архитектуры. Просто - мммм, ааах, вздох самого мироззданья и такая легкость-легкость, как полет или чарующий сон.
Вы никогда не замечали как меняют нас такие места? Как становится все диким по возвращению в город? Как сами собой появляются манеры, меняется речь, движения становятся изящны и легки, выравнивается спина, рука сама ищет подол юбки, чтобы приподнять и не извозькать в пыли)))))) как будто попадаешь в свою эпоху, как будто ты там был всегда....
Ну вот как-то так все происходило. И как-то так крайне печально и грустно обстоят там дела.....
А! Что еще сразу бросается в глаза и нифиг не понятно а к чему оно собстно-то тут делает?
Если стоять лицом ко входу, смотрим влево. Дерево. Еле живое. Не дадим ему выжить! Короч, к дереву ПРИБИТЫ несколько пар туфель женскиой обуви!!!!! НАКУА???? И вверху этого всего - маленький украинский флаг. Ну сослепу да издали мне почудилось, что это имитация типа кот на цепи, типа для фотосесий. Но при чем тут Пушкин с его ходящим и говорящим котом!!!??? А подойдя ближе увидел такой постмоденр или как его назвать - я даже не знаю! На куа????
Если стоять лицом ко входу, смотрим влево. Дерево. Еле живое. Не дадим ему выжить! Короч, к дереву ПРИБИТЫ несколько пар туфель женскиой обуви!!!!! НАКУА???? И вверху этого всего - маленький украинский флаг. Ну сослепу да издали мне почудилось, что это имитация типа кот на цепи, типа для фотосесий. Но при чем тут Пушкин с его ходящим и говорящим котом!!!??? А подойдя ближе увидел такой постмоденр или как его назвать - я даже не знаю! На куа????
P.S.
Если верить : "Лишь в 1836 году очередной владелец, Пётр Ольховский, основал здесь барское имение. В том же году была заложена приусадебная Благовещенская церковь." , то всего лишь 81 год (до револиции) как стоит там дворец.
"В 1860 году Ольховский проиграл имение в карты, и его владельцами стали братья Гебенштрейны. Леопольд Егорович Кёниг (1821-1903) приобрел усадьбу вместе с Ольховской винокурней еще в 1881 году" . т.е. сам Кенинг владел усадьбой 57 лет, туды-сюда, а пол века, как ни крути. Не мало.
В сумме до наших дней дворец стоит 179 лет. Последний ремонт , как я понимаю по состоянию здания был аааааж в "1869 - 1874 гг. старый дом ремонтировали" .
Дом достраивался в течении своей жизни "Еще в начале XIX в. была возведена западная часть дворца; в конце XIX в. — средняя с двумя башнями, затем в 1911 г. в средней части за башнями построен большой двухсветный зал и, наконец, в 1920— 1924 гг. к восточному фасаду пристроена двухэтажная остекленная веранда", как я ее называю - аквариум, который вообще вырывается из общего контекста архитектуры и ланшафта, но совьетам разе до того было-то.
Вот еще дополнение "К тому времени, когда владельцами усадьбы стала семья Юлия Леопольдовича (1869-1927), младшего сына Л. Е. Кёнига, основное строительство закончилось, но работы по благоустройству и украшению дома продолжались." В других источникая читала, что в 17-м там уже никого не было из Кёнингов, все успели смыться из этого ада совьетской власти - биём бьёвнышко и несем.
"Начало конца Шаровки датировано 1917 годом. Сначала национализированное имение Кёнигов перешло в распоряжение совхоза имени Свердлова, а с 1925 года превратилось в один из областных туберкулёзных санаториев. Однако необходимое содержание обширного по площади и историческому значению имения оказалось чересчур затратным для медперсонала. Посему со временем радость торжества классовой справедливости обернулась массой проблем. То, что было под силу одному сахарозаводчику, не удалось повторить ни области, ни республике, ни всему СССР...
Во второй половине 1920-х годов пожаром были уничтожены манеж и конюшни. В конце 1940-х разобрана однокупольная усадебная церковь; склепы фамильного кладбища разрушены, сохранилась лишь надмогильная плита Христиана Гебенштрейна."
Источник взятых цитат (отмечены курсивом): Шаровка - дворец Кёнига/Sharovka: Kenig's palace
Там же описание усадьбы Натальевка.
Итак, 2015 - 1917 гг - 98 лет как разрушается этот дворец, разваливается поместье. А теперь понимаем как стоилось тогда, что даже практически 100 лет - ВЕК мародерства не развалил все в щент. "в начале XX века Кёниги построили здесь водонапорную башню, оранжерею с внутренним поливом, и даже собственную электростанцию" , и это начало 20го века. А как бы мы жили сейчас, не испугайся Германия, на закупи дедушку ленина и не развали все к чертям изнутри страны, изменив нравы, подменив понятия, искоренив интеллигенцию и аристократию, а с ними благородство, образованность, лучшие умы и пр. ???
Комментариев нет:
Отправить комментарий